Описание мероприятия 2. 3. «Создание сети школ, реализующих инновационные программы для отработки новых технологий и содержания обучения и воспитания, через конкурсную поддержку школьных инициатив и сетевых проектов»

1.1 Общее описание целей и задач, опыта и перспектив проведения мероприятий по реализации программ инновационной деятельности
по совершенствованию содержания и технологий обучения и воспитания, в том числе посредством создания и реализации сетевых проектов

Успешная реализация Стратегии  развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, требований федеральных государственных образовательных стандартов во многом зависит от осознания и умения руководителей и педагогов организаций общего образования использовать накопленный в предыдущие годы опыт эффективной педагогической деятельности в своем учебном заведении, в образовательных организациях своего и других регионов России, а также обогатить  его инновационными идеями и технологиями, позволяющими продуктивно осуществлять процесс воспитания и обучения детей в новых социально-экономических условиях развития рыночных отношений. 

В нашем образовательном учреждении сложилась продуктивная практика воспитания учащихся. Она строится на двух ключевых моментах, играющих роль системообразующих и системоинтегрирующих факторов в воспитании школьников.

Первым из них является содействие формированию у детей ценностных отношений к себе и окружающей природной и социальной действительности. Он позволяет проектировать и направлять содержание воспитательного процесса на развитие ценностно-смысловой сферы личности учащихся. Тем самым закладываются основы развития важнейших личностных качеств учащихся, становления их индивидуальности и субъектности, формирования здорового образа жизни у юных граждан России.

Педагоги обладают обширным технологическим арсеналом формирования ценностных основ здорового образа жизни. К ним относятся такие формы и способы воспитательной деятельности, как ценностно-смысловой диалог, классный час «Я и мои ценности», дебаты «Современно ли быть нравственным?», диспут «Победителей не судят?», философский стол «Ценности истинные и мнимые», лаборатория нравственного иммунитета, акции милосердия и добротворчества, волонтерский десант, тренинги и презентации здоровья, конкурс «В гостях у доктора Айболита», ролевые и деловые игры по разным проблемам здоровья и здорового образа жизни, турпоходы, уроки с наполнением валеологическими элементами содержания и организации учебно-воспитательной деятельности.

Для изучения развития ценностно-смысловой сферы учащихся педагогами нашей школы совместно с научным руководителем профессором Е.Н. Степановым и другими научно-методическими и практическими работниками города разработаны авторские методики исследования и оценки личностных результатов как сформированности основных ценностных отношений личности ребенка.

Вторым моментом является системная организация воспитательного процесса в нашей школе. «Воспитание успешно, - справедливо утверждала академик Л.И. Новикова, - если оно системно. Создание воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании».

Педагогическая целесообразность применения системного подхода в воспитательном процессе подтверждена результатами многочисленных научных исследований (В.Г. Афанасьев, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, С.Л. Поляков, Н.Л. Селиванова и др.) и эмпирическим многообразием существующих воспитательных систем в образовательных организациях и в их структурных подразделениях.

Более 20 лет в нашей школе ведется научно-методический поиск, направленный на выявление возможностей и условий использования системного подхода в практике воспитания детей. В 1994 году была начата работа по моделированию и построению воспитательной системы Школы самовыражения учащихся. В 1996 году учителем начальных классов Т.В. Павловой в ходе опытно-педагогической деятельности была создана первая в стране воспитательная система класса. Её опыт был востребован большинством членов педагогического коллектива, приступивших к системной организации воспитательной деятельности в учебных классах, группах продленного дня, кружках и клубах. Чтобы системы обучения и воспитания носили гуманистический характер, администрацией и учителями школы совместно с учеными в 2002 году была организована научно-исследовательская и инновационная деятельность по разработке и использованию в учебно-воспитательном процессе личностно ориентированного и индивидуальностного подходов. В 2014 году приступили к работе по проектированию и созданию персонифицированных систем воспитания детей. Ее успешное проведение позволит обеспечить системную организацию воспитательного взаимодействия на всех уровнях воспитательного процесса в нашем образовательном учреждении:

  • на общешкольном уровне – воспитательная система образовательной организации;
  • на уровне структурного подразделения учебного заведения - воспитательные системы классов, кружков, клубов, секций и т.п.;
  • на уровне воспитания отдельного ученика – персонифицированные системы воспитания детей.

Интересный опыт системной организации воспитательного процесса сформировался в ходе работы по реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов. Учителя начальных классов совместно с родителями и социальными партнерами сумели создать систему воспитания младших школьников «Золотой ключик» (по мотивам сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик») и разработать комплексную форму организации воспитательного процесса – познавательно-игровую экспедицию «В мир открытий и чудес». Эти научно-методические находки педагогов позволили превратить разрозненную внеурочную деятельность учащихся 1-4-х классов в целостную, целенаправленную и результативную систему воспитания и развития детей младшего школьного возраста.

Но научно-методический поиск не окончен, а продолжается. Педагогический коллектив школы решил принять участие в конкурсном мероприятии «Реализация инновационных программ воспитания обучающихся (трудовое воспитание и профориентация, формирование правовой культуры и антикоррупционного сознания, формирование основ здорового образа жизни и профилактика вредных привычек)». Нам представляется очевидной актуальность избранной нашим коллективом темы: «Обобщение, осмысление и распространение опыта воспитательной деятельности по формированию ценностных основ здорового образа жизни школьников посредством системной организации процесса воспитания детей».

Целью участия в конкурсном мероприятии является диссеминация опыта эффективной педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни школьников на основе формирования ценностно-смысловой сферы ребенка с помощью применения системных форм и способов организации воспитательного процесса.

Читать далее в документе  pdf Концепция заявки на ГРАНТ (446 KB)