Опыт формирования ценностных основ здорового образа жизни   посредством системной организации процесса воспитания детей

 

  Ильина М.Б., директор МБОУ «Средняя общеобразовательная

 школа № 18 имени Героя Советского Союза генерала

               армии В.Ф. Маргелова» г. Пскова

Михайлова С.А., заместитель директора по воспитательной

работе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18

имени Героя Советского Союза генерала

               армии В.Ф. Маргелова» г. Пскова

 

Уважаемые коллеги!

Определяя свои возможности участия в конкурсе в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО), мы посчитали целесообразным представить и распространить накопленный в нашем образовательном учреждении опыт формирования ценностных основ здорового образа жизни посредством системной организации процесса воспитания детей.

В нашем учебном заведении, по собственному мнению и оценке экспертов, сложилась продуктивная практика воспитания учащихся. Она строится на двух ключевых моментах, играющих роль системообразующих и системоинтегрирующих факторов в воспитании школьников.

Первым из них является содействие формированию у детей ценностных отношений к себе и окружающей природной и социальной действительности. Он позволяет проектировать и направлять содержание воспитательного процесса на развитие ценностно-смысловой сферы учащихся. Тем самым закладываются основы развития важнейших личностных качеств учащихся, становления их индивидуальности и субъектности, формирования здорового образа жизни у юных граждан России.

Педагоги обладают обширным технологическим арсеналом формирования ценностных основ здорового образа жизни. К ним относятся такие формы и способы воспитательной деятельности, как ценностно-смысловой диалог, классный час «Я и мои ценности», дебаты «Современно ли быть нравственным?», диспут «Победителей не судят?», философский стол «Ценности истинные и мнимые», лаборатория нравственного иммунитета, акции милосердия и добротворчества, волонтерский десант, тренинги и презентации здоровья, конкурс «В гостях у доктора Айболита», ролевые и деловые игры по разным проблемам здоровья и здорового образа жизни, турпоходы, уроки с наполнением валеологическими элементами содержания и организации учебно-воспитательной деятельности.

Для изучения развития ценностно-смысловой сферы учащихся педагогами нашей школы совместно с научным руководителем профессором Е.Н. Степановым и другими научно-методическими и практическими работниками города разработаны авторские методики исследования и оценки личностных результатов как сформированности основных ценностных отношений ребенка.

Вторым моментом является системная организация воспитательного процесса в нашей школе. «Воспитание успешно, - справедливо утверждала академик Л.И. Новикова, - если оно системно. Создание воспитательных систем – наиболее эффективный и верный путь в воспитании».

Более 20 лет в нашей школе ведется научно-методический поиск, направленный на выявление возможностей и условий использования системного подхода в практике воспитания детей. В 1994 году была начата работа по моделированию и построению воспитательной системы Школы самовыражения учащихся. В 1996 году учителем начальных классов Т.В. Павловой в ходе опытно-педагогической деятельности была создана первая в стране воспитательная система класса. Её опыт был востребован большинством членов педагогического коллектива, приступивших к системной организации воспитательной деятельности в учебных классах, группах продленного дня, кружках и клубах. Чтобы системы обучения и воспитания носили гуманистический характер, администрацией и учителями школы совместно с учеными в 2002 году была организована научно-исследовательская и инновационная деятельность по разработке и использованию в учебно-воспитательном процессе личностно ориентированного и индивидуальностного подходов. В 2014 году приступили к работе по проектированию и созданию персонифицированных систем воспитания детей. Ее успешное проведение позволит обеспечить системную организацию воспитательного взаимодействия на всех уровнях воспитательного процесса в нашем образовательном учреждении:

  • на общешкольном уровне – воспитательная система образовательной организации;
  • на уровне структурного подразделения учебного заведения - воспитательные системы классов, кружков, клубов, секций и т.п.;
  • на уровне воспитания отдельного ученика – персонифицированные системы воспитания детей.

Интересный опыт системной организации воспитательного процесса сформировался в ходе работы по реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов. Учителя начальных классов совместно с родителями и социальными партнерами сумели создать систему воспитания младших школьников «Золотой ключик» (по мотивам одноименной сказки А.Н. Толстого) и разработать комплексную форму организации воспитательного процесса – познавательно-игровую экспедицию «В мир открытий и чудес». Эти научно-методические находки педагогов позволили превратить разрозненную внеурочную деятельность учащихся 1-4-х классов в целостную, целенаправленную и результативную систему воспитания и развития детей младшего школьного возраста.

В рамках грантовой поддержки нашего образовательного учреждения мы попытаемся распространить свой опыт инновационной воспитательной деятельности, используя следующие запланированные действия:

  • подготовку и издание трех научно-методических брошюр по темам: «Системная организация процесса воспитания детей», «Формирование у школьников ценностных основ здорового образа жизни», «Комплексные формы воспитания как эффективный механизм организации внеурочной деятельности школьников»;
  • организацию обучающего семинара педагогов и руководителей образовательных организаций по теме: «Формирование у школьников потребности вести здоровый образ жизни»;
  • проведение вебинара «Как организовать персонально ориенти-рованную воспитательную деятельность педагога»;
  • создание информационно-методического банка материалов по изучению ценностных отношений как личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС;
  • изготовление видеоролика «Опыт формирования ценностных основ здорового образа жизни»;
  • организацию веб-презентации научно-методических разработок педагогов образовательного учреждения, участвующих в сетевом взаимодействии, по теме «Педагогическое обеспечение становления персонифицированной системы воспитания ребенка».

Перечисленные действия, на наш взгляд, будут способствовать освоению педагогами нашей школы и учреждений  образования-участников сетевого взаимодействия теоретических и методических основ применения системного подхода в процессе воспитания детей, технологий проектирования персонифицированных систем воспитания детей, современных методик формирования здорового образа жизни, приемов и методов изучения, анализа и оценки развития у школьников ценностных отношений.

Спасибо за внимание!

pdf Презентация к выступлению Ильиной М Б (1.18 MB)